Десятиклассник из Выборга победил в девятой «Российской школе фармацевтов»
В Санкт-Петербурге подвели итоги самой масштабной отраслевой российской олимпиады – Межрегионального творческого конкурса для старшеклассников «Российская школа фармацевтов». Среди победителей – школьники из Ленинградской и Московской области.
В этом году «Российская школа фармацевтов», инициатором и организатором которой выступает фармацевтическая компания Медико-биологический научно-производственный комплекс «Цитомед» (МБНПК «Цитомед»), проводится уже в 9 раз. На старте проекта, в 2015 году, в первой фармолимпиаде приняли участие всего 1500 учащихся из 40 регионов России. В сезоне 2023/2024 года за победу боролись уже более 2500 ребят из 239 школ и ссузов 68 регионов, и только 52 из них смогли дойти до финала.
Главная цель «Российская школа фармацевтов» – познакомить завтрашних абитуриентов с многообразием фармацевтических специальностей и привлечь в отрасль лучших из лучших, сформировать «золотой» кадровый резерв. «Сегодня школьники плохо представляют, что такое современная фарма, - рассказывает Юлия Цуркану, директор по внешним коммуникациям МБНПК «Цитомед». - Многие думают, что, закончив фармвуз, работать можно только в аптеке. Но сегодня фармотрасль – это наукоемкие, высокие технологии, и здесь есть, где себя проявить, как на этапе разработки лекарственных средств, так и на этапе их производства. Конечно, подросткам недостаточно просто слов. Мы сняли огромное количество фото и видео на современных российских предприятиях и отправили их учителям в школы в качестве познавательных методических материалов. И это лишь одна из профориентационных составляющих проекта. Ведь мы пытаемся вовлечь и заинтересовать умных и активных ребят, а это совсем не просто».
Многие задания олимпиады также напрямую связаны с фармацией. Первый этап «Российской школы фармацевтов» – более профориентационный. Участники знакомятся с фильмами, презентациями, пишут не очень сложную проверочную работу, затем вместе с учителями и зрителями играют в игру «Кто хочет стать фармацевтом?». Вопросы для неё педагоги и фармспециалисты подбирают каждый год максимально занимательные. Второй тур нацелен на проверку знаний и представляет собой дистанционное тестирование по химии, биологии и математике. Задача финала – проверить на креативность, умение нестандартно мыслить, работать в команде, ну и, конечно, определить самых талантливых и мотивированных ребят.
Финал олимпиады традиционно проходит на площадке Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета (СПХФУ), который выступает бессменным соорганизатором самого масштабного российского профильного состязания для школьников. В этом году в Северную столицу 13-14 июня приехали 52 человека из Архангельской, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Ульяновской, Московской областей, Донецкой Народной Республики и других регионов России. Финалистам предстояло проверить свои знания в теоретическом и практическом блоке конкурсных испытаний, и здесь их снова ждало погружение в фармацевтику. «Когда ребята решают практикоориентированные задания, биология и химия становятся не абстрактными, а очень конкретными предметами. Потому что ты понимаешь, что вот эта химическая реакция, которую запускает препарат, помогает решить ту или иную проблему со здоровьем, помочь человеку», - поясняет Юлия Цуркану.
В финале ребятам на теоретической химии пришлось разобраться с синтезом Габриэля, который широко применяется в фармацевтической промышленности, в т.ч. для синтеза аминокислот. Задание по биологии касалось проникновения лекарственных веществ в клетку: участникам нужно было установить соответствие между веществами, транспортируемыми через мембрану клетки, и характеристиками мембранного транспорта. Практические испытания на кафедре аналитической химии потребовали от финалистов умения работать в команде и имитировали процесс научного поиска. Сначала ребята пробовали совместными усилиями разработать методику определения неизвестных веществ, а затем пытались применить её на практике в индивидуальных экспериментах. Для многих участников это был первый опыт самостоятельной работы с реактивами в настоящей лаборатории.
На следующий день, когда все олимпиадные испытания остались позади, финалисты смогли своими глазами увидеть, как разрабатывают и производят лекарства. Сначала они посетили исследовательские центры СПХФУ: GMP тренинг-центр, центр контроля качества, виварий (он традиционно вызвал больше всего эмоций у ребят). Потом группа отправилась на заводы МБНПК «Цитомед» и АО «ВЕРТЕКС», чтобы понаблюдать за полным циклом производства препаратов, пообщаться с сотрудниками и «примерить» на себя вероятную будущую профессию.
Завершился этот насыщенный день торжественной церемонией награждения. Дипломы и подарки финалистам вручали Юлия Цуркану из МБНПК «Цитомед» и декан фармацевтического факультета СПХФУ Юлия Ладутько. Тройка победителей девятой «Российской школы фармацевтов»:
· 1 место. Нефонтов Дмитрий, МБОУ СОШ 13 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Выборг, Ленинградская обл.
· 2 место. Трофимова Мария, МБОУ «Гимназия №5», г. Королёв, Московская обл.
· 3 место. Шашков Георгий, МОУ «Лицей №1», г. Подольск, Московская обл.
Все они смогут обучаться в СПХФУ по специальностям «Фармация», «Химическая технология» или «Биотехнология» за счет МБНПК «Цитомед», либо получать именную стипендию в размере стоимости обучения в случае самостоятельного поступления по баллам ЕГЭ.
Конечно, у ребят еще есть время, чтобы определиться с вузом. Но, безусловно, теперь у них появился очень весомый аргумент в пользу СПХФУ – и это не столько призовое место, сколько близкое знакомство с фармацевтической отраслью. Это подтвердил и победитель девятой «Российской школы фармацевтов». «Я в шоке, я очень не ожидал этого… Очень рад. Конечно теперь я рассматриваю СПХФУ, как очень хороший вариант поступления, хотя ранее скорее склонялся к медицине», – сказал Дмитрий Нефонтов. Он также отметил, что теперь понимает, что работа в фармотрасли позволит ему реализовать не только тягу к естественным наукам, но и желание помогать людям.
Высоко оценивают конкурс и родители будущих абитуриентов и студентов СПХФУ. «Мой сын, поучаствовав в РШФ 2021/2022 и пройдя в финал, став лучшим в своей школе, твердо решил, что поступать он будет только в СПХФУ, – рассказывает Екатерина Иванова, мама участника из Кургана. – Сегодня он заканчивает 1 курс по направлению «Промышленная технология лекарств», учится с большим удовольствием, на бюджете, мечтает стать ученым-химиком и сделать великое открытие в мире науки! Большое спасибо организаторам данного конкурса за умение заинтересовать ребят и помочь в выборе будущей профессии!».