Зимняя интенсивная школа для учителей профильных школ INNOФарма
26-28 февраля 2024 года на базе СПХФУ и площадках школ-партнёров – ГБОУ гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес и ГБОУ СОШ № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга состоялась Вторая интенсивная зимняя школа INNOФарма. В ней приняли участие 21 педагог из 14 общеобразовательных организаций – профильных школ и организаций дополнительного образования детей Санкт-Петербурга. Зимняя школа INNOФарма-2024 прошла при поддержке компании «Доброф».
Программа интенсива была направлена на «оснащение» учителей общеобразовательных школ методами и содержанием исследовательских практик, которые могут быть расширены и реализованы с использованием высокотехнологичного оборудования и приборов, полученных образовательными организациями в рамках грантовых программ Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
«Безусловно, невозможно охватить весь спектр приборной «грантовой» базы школ в течение трёх дней, - комментирует Юлия Геннадьевна Ильинова, проректор по учебной работе СПХФУ, - для нас важна совокупность педагогических инструментов, дающих возможность системной организации исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательной школе в рамках основного учебного времени и внеурочной деятельности. Ведь не секрет, многие школы имеют обширную приборную базу, мощности которой не используются на 100%, а ребята по привычке идут в лаборатории университетов, чтобы проходить там стажировки. Вузы не могут вместить всех желающих школьников, но мы готовы помочь учителям в освоении оборудования и применении его в опытно-экспериментальной работе. Именно поэтому основной упор в работе школы был сделан на методологию и практику».
Слушатели интенсива побывали на большом экскурсионном треке, прошли теми же маршрутами, который проходят школьники во время профориентационного цикла. Приняли участие в пяти мастер-классах – на кафедре фармацевтической химии знакомились с ИК-спектрами, на кафедре физической и коллоидной химии узнавали чем истинный раствор отличается от коллоидного, на кафедре фармакогнозии у заведующего кафедрой Андрея Кеннета Уэйли, кандидата фармацевтических наук, доцента, знакомились с высокоэффективной жидкостной хроматографией. Под руководством кандидата наук Олеси Николаевны Абросимовой в GMP-тренинг центре изучали показатели качества таблеток. На кафедре аналитической химии, в мастерской кандидата химических наук, заведующей кафедрой, доцента Галины Михайловны Алексеевой получали и изучали кристаллические структуры.
Мария Николаевна Повыдыш, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биохимии, во время лекции «Фитохимия и фитобиотехнология: опыт СПХФУ» рассказала педагогам как можно построить в старшей школе годовой исследовательский цикл по фитохимии и поделилась доступными методиками, которые легко применить во время уроков химии для определения фенольных соединений и их производных. Пояснила, какие исследовательские задачи можно поставить старшеклассникам во время внеурочной работы.
На лекциях в гимназии № 56 Мария Николаевна познакомила учителей с научными проблемами молекулярной биологии, провела мастер-классы по методикам выделения и спектрофотометрического анализа ДНК в условиях школьной лаборатории. Участники провели экстракцию ДНК из биологического
материала (фруктов), сняли УФ-спектры полученной ДНК, сделали выводы о
качестве полученного препарата.
Надежда Сергеевна Пивоварова, доцент кафедры промышленной технологии лекарственных препаратов, кандидат фармацевтических наук, познакомила участников с практическими навыками получения модельных таблеток на
гидравлическом прессе и рассказала о технологии получения лекарственных средств. Участники попрактиковались в изготовлении шипучих таблеток методом прямого прессования, провели контроль качества по показателям: описание,
однородность массы, распадаемость.
На площадке школы 77 учителя под руководством молодых ученых Юлии Трухановой и Романа Ермаченкова осваивали титриметрию и УФ-спектрофотометрию, строили графики титрования и решали задачи из аналитической химии повышенной сложности. Как оказалось, процесс этот далеко нетривиальный и требует не только основных навыков работы с приборами, но и умения анализировать и понимания внутренних процессов и изменений в динамических системах.
Сопровождение учителей во время Зимней школы обеспечивали студенты-волонтеры и амбассадоры из Центра карьеры СПХФУ (руководитель Геннадий Кислов, председатель молодежного объединения «Наставники СПХФУ»).
Несколько цитат об интенсиве от участников события:
«Спасибо огромное за организацию такой интересной и нужной школы!!! Сердечная благодарность преподавателям университета за превосходные экскурсии, мастер-классы и практикум. За то, что поделились с нами своими знаниями, идеями и бесценным временем! Интенсив получился насыщенным и, по моему, очень душевным)). Жаль, что не все мастер-классы можно было посетить (не претензия ) Я получила массу положительных эмоций и вдохновилась новыми идеями. Спасибо!! Проверила время растворения шипучих таблеток в домашней аптечке, наборы для выделения ДНК закажу! (школа 707 Невского района, Брикова Е.В.).
«Усталость есть, но такая приятная. Ощущение внутреннего подъема и жажды интересной работы. Просто административная деятельность порой утомляет, а здесь настоящая работа, которая приносит радость.» Людмила Сергеевна Святоха, школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга,
«Спасибо огромное за возможность погружения в науку! Этот прекрасный и значимый опыт очень полезен и главное применим в нашей работе!!! Глаза горели, и несмотря на усталость после работы было очень интересно и приятно немного почувствовать себя учениками. С уважением, команда учителей 126 Лицея (Сухова Ксения Юлиановна, Степанова Екатерина Викторовна, Лосева Наталья Петровна).
«Выражаю слова благодарности всем сопричастным к данному экскурсу в мир технологий! Практикоориентированность каждого дня на невероятно высоком уровне. Создание открытой, душевной и комфортной обстановки позволило продумать применимость на своей площадке "идей". Возможность поработать на современном оборудовании под пристальным взором сотрудников СПХФУ позволило немного определиться с предстоящими планами на грант». (ГБУ ДО "ДДТ"Левобережный" Невского района, Куркова А.В.)
«…Для меня было очень значимым знакомство с коллегами из других школ и с преподавательским составом университета! Часто ловлю себя на мысли, что с удовольствием посетила бы урок коллеги с целью поучиться, ведь у каждого из нас свои интересные идеи; или пригласила бы к себе, придумав что- то полезное! Мы видимся и общаемся только на МО или других рабочих мероприятиях. А это было какое- то теплое, семейное событие! Благодарю за эти замечательные 3 дня!» Лицей 572: Орехова Виктория Владимировна- учитель химии; Самофалова Марина Михайловна- учитель биологии.
Организаторы зимней школы выражают искреннюю благодарность руководству и коллективам школ-партнёров – гимназии № 56 и школе № 77 за предоставленную возможность проведения интенсива.
Руководитель Центра ПИК СПХФУ
Доцент кафедры биотехнологии, канд. техн. наук,
Елена Викторовна Юшкова