Дискуссионная площадка №1
«Форматы взаимодействия университетов и школ: перезагрузка»
29 марта 2023 года на площадке ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России состоялась в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума Всероссийская научно-практическая конференция «Вклад в технологический суверенитет страны: возможности непрерывного естественнонаучного образования». Основная задача мероприятия – обмен современным опытом организации образовательной деятельности в контексте сетевого взаимодействия, получения компетенций для освоения передовых естественно-научных профессий, а также передачи опыта не только учащимся, но и учителям.
Дискуссионная площадка проходила в смешанном формате и объединила свыше 50 представителей образовательных учреждений школьного, среднего профессионального и высшего образования. Участниками очного заседания стали делегаты от общеобразовательных школ №77, №335, №489, №684, лицеев №389, №572, №378, 489, а также администрации Петроградского района. Участие в дискуссионном обсуждении приняли и сотрудники преподавательского состава и администрации СПХФУ. К онлайн-трансляции присоединились 26 учителей и методистов из школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также представители ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Домашний очаг» (Ямало-ненецкий автономный округ).
В рамках конференции были представлены результаты профориентационных мероприятий, которые проходили на площадке СПХФУ с февраля 2023 года. Геннадий Кислов, председатель ППО студентов СПХФУ (ТО РХП по СПб и ЛО), руководитель Школы кураторов ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России, рассказал о перезагрузке традиционного формата взаимодействия школ и СПХФУ - запуске обновленного экскурсионного трека. Основная его цель - знакомство школьников со спецификой фармацевтической отрасли. Экскурсии проходили в формате живого общения в логике «школьник – студент – преподаватель», что позволило ученикам школ более детально погрузиться в полный цикл создания лекарственных средств. По итогам шести недель реализации экскурсионного трека, химико-фармацевтический университет посетили более 700 учащихся из школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и других регионов. «Отдельное спасибо за экскурсии. Ребята обсуждают это, обмениваются впечатлениями. Это хороший маркер, который показывает, что все удалось, и нужно продолжать двигаться дальше» - оставил отзыв Никита Сергеевич Виноградов, учитель математики ГБОУ лицея №572 Невского района Санкт-Петербурга.
Екатерина Давыдова, старший преподаватель кафедры медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России представила концепцию развития предпринимательских и проектных компетенций со школьной скамьи посредством игровых форм. Одним из интересных кейсов стало мягкое погружение обучающихся в рассматриваемую проблему через взаимодействие в рамках бизнес-симулятора PIVOT. Концепция получила позитивный отклик от участников конференции, намечены новые совместные темы для дальнейшей работы в этом направлении.
Возможные варианты сетевого взаимодействия с фармацевтическим техникумом и университетом были широко освещены Дмитрием Лисицким, директором фармацевтического техникума, и Ксенией Кирпиковой, ответственным секретарем приемной комиссии. Докладчики представили успешные кейсы реализации сетевого взаимодействия со школами на разных этапах реализации образовательных программ. Участниками конференции особенно была отмечена возможность сопровождения исследовательских проектов школьников со стороны СПХФУ. В ходе дискуссии также был затронут вопрос возможности реализации школами программ начального профессионального образования в коллаборации с университетом.
Приглашенным гостем конференции стала Ольга Николаевна Крылова, д.п.н., профессор кафедры естественнонаучного, математического образования и информатики СПб АППО, которая осветила спектр педагогических потребностей общеобразовательных организаций, входящих в химико-биологический и медицинский кластер при организации сетевого взаимодействия. Важность взаимосвязи сегмента университета и школ объясняется тенденцией повышения количества выпускников в естественно-научной отрасли. От слушателей и участников дискуссионной площадки поступили предложения по совершенствованию взаимодействий между школами и ВУЗами в естественно-научном сегменте, по внедрению онлайн-платформ с материалами для изучения и системы мотиваций для обучающихся с целью повышения интереса. «Вместе мы сила. И это не просто слова!» - считает Ольга Николаевна.
Участники конференции охотно воспользовались возможностью поделиться впечатлениями посредством свободного микрофона в режиме Open Space. Татьяна Николаевна Ботвинко, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ лицея №82 Петроградского района Санкт-Петербурга, отметила важность и эффективность формата «Не учимся, а играем!», при котором школьники получают возможность осваивать проектные компетенции в области естественнонаучных направлений через игровые взаимодействия.
Наталия Алексеевна Громова, методист ГБОУ СОШ № 489 Московского района Санкт-Петербурга, на примере отзывов учащихся, посещавших экскурсионный трек СПХФУ, рассказала о важности концепции взаимодействия учащихся со студентами и преподавателями, а также представила приоритетные варианты направлений развития связи школы и университета. Итогом таких взаимодействий станут «мотивированные на получение знаний школьники с развитыми научно-исследовательскими компетенциями», считает Наталия Алексеевна.
Есть жизненно важные профессии, такие как фармацевтика, биотехнологии, проектирование «лекарств». По мнению футурологов на ближайшие 5 и более лет ФАРМА войдет в когорту самых востребованных профессий. При этом среднестатистический школьник, чаще всего, не слишком осведомлен о профессиях фармацевтической отрасли. При этом не все из ребят, кто хотел бы лечить людей готовы идти в медицину и становиться хирургами, стоматологами или терапевтами. Можно выбрать ту профессию, где производят лекарства. С 2016 года СПХФУ и партнерские школы реализовывали программу сопровождения фармклассов, а в этом году в химфарме сделали пересборку всей профориентационной программы. Это и экскурсионный интенсив, и мастерские при кафедрах, и лекции ведущих ученых фармы, и встречи с выпускниками, и, конечно же, поездки на предприятия фармы. На наш взгляд, профориентационная работа должна быть направлена на то, чтобы не только познакомить с отдельными направлениями фармацевтической отрасли, но сформировать у школьников понимание полного цикла производства лекарств: от поиска активных молекул до производства опытного образца и доклинических и клинических испытаний, а затем – химического или биотехнологического производства, поступления в аптеку и приема пациентом. Попадая на экскурсионный интенсив внутри вуза, школьник получает навигационную карту всех этих этапов и проходит их. Это дает возможность ребятам ориентироваться в фарме, погружает в контекст того, что было до и будет после определенной стадии производственного процесса – “жизненного цикла” получения лекарственного препарата. И это не только теория – во время трека можно сделать что-то своими руками: растереть, смешать, спрессовать, измерить, - комментирует Елена Юшкова, доцент кафедры биотехнологии СПХФУ. И конечно же для нас важно профориентировать школьников осознанно подходить не только к направлению – «фармацевты» или «биотехнологи». Но и показывать какие компетенции необходимы. К примеру, попадая в GMP-тренинг центр с “чистыми помещениями” школьники узнают, что в таких вот особых зонах производств делают работники разного уровня компетенций. То есть чем занимается оператор производства, который окончил техникум. Чем занимается технолог или инженер, окончившие бакалавриат университета, а что делают сотрудники R&D-центра, где требуются компетенции магистра. Специально организованные мастерские позволяют школьнику буквально “примерить” профессию». Особенно хорошо, на наш взгляд, это удалось во время интенсива XII Всероссийской Недели высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ, Неделя), титульным партнером которой выступил СПФХУ в 2023 году. Лекции ученых, мастерские от ведущих преподавателей вуза, игровые форматы, визионерские лекции от партнеров - предприятий фармотрасли, встречи с выпускниками, камерные лекции-встречи школьников с профессурой университета позволили сформировать насыщенную событиями и деятельностными форматами образовательную среду для школьников и учителей. А уроки, подготовленные преподавателями СПХФУ и размещенные на официальном сайте Недели стали доступны для учителей в любой точке страны. По данным организаторов события уроки фармы посетили около 120 тысяч школьников из разных регионов РФ.