25 ноября в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете состоялся Круглый стол «Взгляд в будущее: перспективы развития бесшовной модели профориентации Школа-Колледж-Вуз».
Участниками события стали директора школ, представители администрации и педагоги-предметники из 14 общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга естественно-научного профиля, сотрудники профориентационного сектора вуза. Среди гостей были представители школ-партнеров #химфарма Центрального района (ГБОУ школа №197), Выборгского района (ГБОУ гимназия №73 "Ломоносовская гимназия"), Петроградского района (ГБОУ школа №77 с углубленным изучением химии, Академическая гимназия №56, ГБОУ лицей №82), Приморского района (ГБОУ лицей №554), Пушкинского района (ГБОУ лицей №408), а также новые участники проекта: образовательные организации Невского района (ГБОУ школа №327, ГБОУ лицей №572), Приморского района (ГБОУ лицей №64, ГБОУ лицей №554, ГБОУ лицей №597, ГБОУ школа №598), Василеостровского района (ГБОУ гимназия №586). В рамках мероприятия гости посетили симуляционный GMP-тренинг центр и Центр экспериментальной фармакологии СПХФУ.
Среди наиболее востребованных компетенций, определяющих выбор профессии выпускниками школ в фармацевтическом и медицинском кластере, участники круглого стола отметили исследовательские и проектные. При этом уровень практических навыков применения знаний у выпускников общеобразовательных организаций, СПО, вузов часто бывает недостаточен, чтобы успешно конкурировать на рынке труда. Взаимосвязь науки и наукоемких технологий в учебном процессе редко представлена учебными ситуациями деятельностного характера, особенно, когда учебное исследование перерастает в конструкторский или технологический проект, который выполняют сами учащиеся. Это является одним из существенных дефицитов, которые испытывают школы при разработке образовательных программ естественно-научной и технологической направленности. Потребность в методических разработках, обеспечивающих возможности проведения учебных исследований и проектов на предметном материале урока и во внеурочной работе по-прежнему остается высокой. По мнению участников круглого стола, одной из проблем осознанного выбора школьником будущего профессионального трека становится отсутствие возможности предпрофессиональных проб, где старшеклассники могли бы «примерить» будущую профессию, «повариться» в среде студентов и молодых ученых, поработать в команде над решением реальных кейсов от ведущих высокотехнологичных предприятий отрасли, поработать в школьных R&D-командах, совместно с учителями и молодыми учеными попробовать свои силы в создании технологических стартапов в области фармы и смежных отраслей.
«Необходимо восстановить и обновить связи между всеми участниками образовательного процесса, – отметила в ходе диалога Юлия Геннадьевна Ильинова, к.фарм.н., проректор по учебной работе СПХФУ. – Нашим приоритетом в области профориентации и довузовской подготовки на ближайшую перспективу станет формирование партнерской сети, участниками которой станут школы, вузы, организации СПО и предприятия отрасли. Мы запускаем пилотный проект по созданию образовательной экосистемы с событийно насыщенной высокотехнологичной инновационной образовательной средой. При этом часть образовательных мероприятий возможны и на базе профильных школ в рамках сетевого партнерства. Педагоги и школьники смогут получать практические навыки работы с оборудованием, выполнять исследовательские работы, проектировать».
Гостем мероприятия стала Ольга Николаевна Крылова, действительный член международной Академии гуманитарного образования, член Евразийской Ассоциации оценки качества образования, зав. кафедрой естественно-научного, математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, доктор педагогических наук, куратор кластера школ города по профилю «хим-био-мед». Обсуждая задачи, стоящие перед педагогами-предметниками при организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, роли и позиции педагога в будущем выборе профессии школьниками, Ольга Николаевна, в частности, отметила: «Процент самоопределения школьников повышается при развитии и углублении исследовательских и проектных компетенций учащихся, и крайне важно разделять эти виды деятельности».
«Фармацевтическая индустрия – широкое пространство для реализации интересов, талантов, амбиций школьников, изучающих на углублённом уровне предметы естественнонаучного цикла (биология, химия, физика). Научная и методическая поддержка школьных педагогов со стороны профессорско-преподавательского состава Университета поспособствует профессиональному росту и развитию как самих педагогов, так и школы; это направление сотрудничества сегодня особенно актуально для нас в связи с приобретением на средства гранта Правительства Санкт-Петербурга нового высокотехнологичного оборудования по направлениям химтехнологии и биотехнологии, генетики. Сетевое партнёрство с предприятиями химико-фармацевтического кластера Санкт-Петербурга – актуальное и перспективное взаимодействие системы общего, среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающее подготовку кадров всех уровней для приоритетной для экономики города отрасли» — поделилась мыслями гость мероприятия, директор школы №197 с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла Центрального района Санкт-Петербурга.